Главная

Журнал по вязанию

Diana
Sandra
Журнал мод

Наши мастера

Галерея

Рейтинг

вязание спицами,бисер,вышивка

Опросы

Зайдете Вы к нам еще раз?

Из истории плетения из бисера Печать E-mail
Автор Administrator   
21.05.2008 г.

 

      

    Бисерные работы — живое предание старины, Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и потому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для нас вкусы и за мысли отдаленных поколений.
Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер— мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.
Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой. В Африке, например, в рабовладельческие времена всего за несколько связок бис. можно было купить раба. бисер наделяли магической силой, приписывая ему свойства оберега.


Наибольшего совершенства производство бисера. достигло в Венеции. Знаменитые стекольные мастерские острова Мурано с ХIII по ХУ век не знали себе равных. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегалось — за разглашение полагалась смертная казнь. Венецианский бисер наводнил весь Характерной чертой венецианского бисера была его круглая форма.
Особой интенсивностью производство бисера отличалось в ХУ и начале Х веков. В этот период появился новый рынок сбыта бис. в связи с открытием Америки, где бисер глубоко вошел в культуру американских индейцев.
В кон. ХУII — нач. ХУIII века бис. начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу ХУIII века самым значительным конкур Венеции стала Богемия (Чехия). Благодаря соперничеству этих двух главных бис. центров мелкий бис. для вышивания становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти ХIХ века превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бос. работ.
в конце ХIХ века в результате изобретения машины для производства бос. в Богемца появился дешевый бисер. В это же время происходит спад интереса к бисерному рукоделию. Вас. становится более крупным, бледнеют его цвета и оттенки.
На Руси бис. был известен с давних времен. Здесь уже во времена Киевской Руси (IХ—ХII вв.) е кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бис. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. Отметим, кстати, что в русских толковых словарях ХУ—ХУII веков словом “бисер’ обозначали жемчуг (“бисер”, “перлы’, “жемчуг”). Только во второй четверти ХУII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный бис. Так стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг. Те “стеклярус” возник еще позднее.
Татаро-монгольское нашествие надолго остановило стекольное производство и вплоть до ХУIII века бисер был привозным. Он был дорог и использовался лишь среди высшего духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового обихода, позже — усадебного интерьера. Посте пенно использование бис. достигает значительных размеров, что побуждает правительство принять меры к открытию его производства в России. А в 1752 году М. В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бис., стекляруса и мозаики по изобретенным им рецептам вплавления цветного стекла. По качеству бис. Ломоносовских мастерских был близок венецианскому Работы в мастерских велись с 1754
по 1765 год. После смерти ученого они
были прекращены, а потребность в бис. и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
“Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное рука ми, созданное ах гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа,— пишет М. Н. Мерцалова в книге “Поэзия
народного костюма”.— Веками копилось оно,
и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты,
надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое — время не щадило человека
и его творение но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца, очищенный
от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им”.
Техника работ с бис, разнообразна. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, ,плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бис. Иглы использовало специальные, особо тонкие немецкое или английские. Если же и эта игла не проходила через отверстие бис, то вместо нее брало щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. Или кончик нитки покрывали воском, нанизывали
бис, затем продевало нитку в иголку и делало стежок, нитку выдергивали
из иголки — и все повторялось заново. Низанное и плетеное использовали при создании отделки крестьянского
костюма. Бис. низали на нить или конский волос (из хвоста жеребейка).
В разных местностях бытовало свои традиции. В соответствии с ними украшения из бис, носило каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. Очень распространены было ажурные воротники “ошейник”, “сетка “подгорлок” (теперь их называют “старорусские”). Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывало сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера.
Ко многим нарядным девичьим и женским головным уборам, в частности к кокошнику, проделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого бис. Называли такую сетку по разному: поднизь, налобник, рясна. Женский головной
убор “сорока” сзади украшали позатыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бис. прямоугольной сет кой. Плели также подвески, серьги, накостники, пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, это украшения продавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма.
В бис. узорах встречаются мотивы ромба, 8-образных знаков, косых крестов, зигзагов. Все эти фигуры, воспроизведенные в орнаментальном ритме, производят впечатление магического повтора, имевшего в древности ритуальный смысл.

С 30-х гг. ХIХ века в городах увлечение бисера стало ослабевать, но русская провинция оставалась ему верна до 60-х гг начала разрушения традиционного усаден5ного уклада жизни. На этом завершается “золотой век’ русского бис. Однако бис. рукоделие не прекратилось. В конце ХIХ века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бис. производства.
Активный интерес к бисс. возрождается с 60-х гг. нашего столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так о вновь созданных.
Бисер по используется провозной, в большинстве своем чешской. Правда в нач. 90-х гг. появилась надежда на отечественный бис. на Украине (г. Харьков) была создана технология и налажен вы пуск бис, очень хорошего качества разных размеров, очень ровный (его почти не надо калибровать), с большой цветовой и оттеночной гаммой. В процессе отработки технологии и совершенствования качества бис. специалисты предприятия сотрудничали с автором книги, учитывало все замечания, советы о пожелания. Однако после отделения Украины производство бис, на этом предприятии было прекращено.


 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
.